Никита Чебаков. Одиночное путешествие на Кавказ. Горная Абхазия. Август 2017.

Пока я мотался по Мещерам, мой товарищь Никита съездил в Абхазию. Он поехал в одиночку и получил интересный опыт жизни в горах без палатки, спальника, КОСТРА!!! и прочих атрибутов туристического комфорта. Я попросил его описать свои приключения и сейчаc представляю его труд на проекте DRTG.
Итак, читаем!

Никита Чебаков. Одиночное путешествие на Кавказ. Горная Абхазия.

Поездка в Абхазию не была запланирована и поэтому билеты на поезд достать не получилось. Поехал я на автобусе и туда и обратно. В Адлер на границу я прибыл через 32 часа пути. Автобус опоздал на 5 часов от плана поездки и я решил поехать на озеро Рица на такси. 60 км горной дороги за 3000 рублей! Родители не знали куда я еду: я сказал что снял комнату в Гаграх.
По пути закупился местным вином и копчёным буйловым сыром. Я ел его неделю.
Добрался на Рицу я поздно около 8 часов вечера и уже темнело. Когда шел по дороге неподалеку от местных кафе я встретил двух дровосеков и пообщался с ними. Они предложили мне ночлег, но я отказался. Я решил, что выйду на тропу и переночую в  лесу. Тропа начинается от бетонного строения левее от асфальтовой дороги. И на ней имеются красные метки. Фонарика у меня не было и буквально через сотню метров я потерял тропу. Склон горы оказался очень крутым и я не знал где заканчивается подъём. Приняв решение заночевать прямо на склоне, я нашел поваленное дерево и расположился рядом с ним, чтобы не скатиться. Завернулся в спасательное одеяло, надул подушку и засыпая, наблюдал  как сквозь горные стволы проглядывает луна. Ночь не была холодной, мне было комфортно на склоне. Лес был сухой без подлеска, земля прикрыта опавшей листвой и хвоей. Ни клещей, ни комаров - вообще никаких насекомых!
Неподалеку послышался звук, будто какое-то животное отрывает кору с дерева. Я испугался и зашелестел одеялом чтобы показать свое присутствие.
Уверен что я был первым человеком ночевавшим на этом склоне!

Проснулся я на рассвете около 5 часов утра, собрался, выпил немного вина, позавтракал сыром и вышел на тропу. Её было легко определить, она протоптана и камениста в отличии от окружающих опавших листьев. Мне было очень интересно, ведь я никогда не был в горах. Поваленных деревьев немного, но они встречаются. Тропа петляет, она не такая, как показана на Яндекс-картах. Я добрался до вершины холма, прошел заросли папоротника и пруд, похожий на большую лужу. Вода в пруду-луже прозрачная, голубого цвета, дно каменистое. Но это не Малая Рица. Я прошел дальше до резкого поворота направо. Поворот  он указан надписью на стволе дерева, ошибиться невозможно. Немного выше и…. открывается потрясающий вид на горы.

Пройдя по тропе еще около часа и я вышел на поляну. Поляна небольшая, но позволяет комфортно поставить около 20 палаток. Здесь же находится деревянный охотничий сруб и неисправный катамаран. Я пришел на озеро в 7 утра и тут уже стояли 2 палатки. Я решил пройти вдоль берега и расположиться подальше от туристов. Я нашел завал из стволов и решил остаться здесь.

Я разделся, искупался и лег на гладкий ствол дерева обсыхать. Тишина озера изредка нарушалась кваканьем лягушек и звуком крыльев пролетающих стрекоз. Около полудня туристы вылезли из палаток и пригласили меня позавтракать с ними. Их оказалось три человека: двое взрослых крепких бородатых походников и маленький ребенок лет восьми. У этих людей я узнал о тропе от озера к Гегскому водопаду. Водопад  находится в двух днях пути. Я на него пойду в следующую поездку. Также они рассказали что можно пользоваться старым катамараном, кататься на нём и видеть другие углы и ракурсы пейзажа. Это очень интересно. Я решил не располагаться на поляне, потому что туда могли прийти люди, а я был настроен на одиночное путешествие.  Пришлось мне найти другое место для стоянки - подальше от тропы. И я нашел его. Чуть выше за другим завалом, где растет пихта метровой толщины, её корневая система сгладила часть склона и он в этом месте был более менее пологий. Здесь отличный открывался отличный вид на воду и противоположный берег озера. Также хорошо просматривается тропа к водопаду, откуда могли прийти люди. Отличное место для ночлега - мягкая сухая поверхность застеленная опавшей хвоей и листвой. Чуть выше лежало бревно, куда я положил рюкзак с вещами.

Оставив вещи, я взял фотоаппарат и вернулся на поляну за катамараном. Катамаран оказался неисправным, педали не работали и грести надо было старым веслом, которое было в комплекте с катамараном. Плавая на катамаране по озеру и представлял себя героем приключенческих романов Фенимора Купера. На глубине, вдали от берега можно наблюдать гребенчатых тритонов, они очень пугливые. Кроме лягушек и тритонов в воде еще водятся хищные жуки-плавуны, но человека они не трогают.

Вода в озере прозрачная и чистая. За озером явно следят лесники. Я видел что в разных частях озера бревна лежат неестественно, словно их специально положили поперек, для того, чтобы  листва, ветки и другой лесной мусор спускаемый  весенним паводком со склонов гор не попадал в озеро.
Ракурсы озера потрясающие, воздух свежий и легкий, настоящий горный. Высота озера 1235 метров над уровнем моря, но я не ощущал нехватки кислорода.
Солнце яркое, но не жаркое.
Еду я не готовил, костер не жёг, у меня не было спичек, не было горелки. Из продуктов пара лавашей, кило сыра и полторашка вина.
Ночевка на озере. Здесь ночь оказалась холодной – повеяло горным сквознячком) и я завернулся в одеяло с головой и заснул. Спалось мне плохо. Кто-то на елке жил и кидал шишки вниз и я проснулся от этого. Интересно, кто это был? Может птица, может белка... Рядом со мной упал кусок шишки, я удивился: какая белка  может за раз пол шишки откусить и кинуть вниз?... Я все же думаю это была птица – только они так делают….всю ночь, жесть. Потом я услышал как рядом что- то ползет по листьям, я отодвинулся и в этот момент, прямо ко мне на одеяло что-то прыгнуло. Я в ужасе подумал что крыса и с отвращением пнул животное ногой. Оно барахтаясь покатилось вниз по склону... Убедившись что никого рядом нет, лег обратно на свою постилку и заснул. Потом опять проснулся от звука шелестящей листвы. Я посветил мобильником и увидел, что это была жаба. Большая, огромная, древесного цвета, сухая, она ползла куда-то вверх по склону. В общем этой ночью спалось мне плохо: мне было неудобно, я боялся скатиться вниз.
Утром на рассвете я опять пошел купаться и плавать на катамаране. Людей не было, я был один. За день я исследовал всю береговую линию озера.
На третий день я не выдержал и решил спуститься на Рицу нормально поесть в кафе. Оставил вещи на бревне, прикрыл их ветками и ушел пообедать. Вернулся я обратно около шести часов вечера и увидел на поляне десяток палаток. Я не стал подходить к туристам, это были молодые ребята лет около двадцати пяти. Их была целая кампания, они веселились, кто-то взял катамаран и плавал по озеру. Я прошел мимо них к своему дереву, где лежали мои вещи. Я искупался, постирался и лег на землю отдыхать, смотрел на озеро. Слышал голоса туристов. Я понял что нужно уходить, т.к. неизвестно сколько они пробудут на озере. Переночевал и в 5 утра, не завтракая ушел обратной дорогой на Рицу.

В Рице  я был в районе 7 утра. Кафе открылись только в 9 часов. Я заказал суп и кофе с хачапуром. Посидел за столиком, сделал пару этюдов пастелью и в 11 утра пошел по дороге в урочище Ауадхара. Дорога эта проходит вдоль реки Мзымна, которая вытекает из озера Мзы. Я слышал об этом озере и видел картинки в интернете. Дистанция к озеру Мзы от Рицы порядка 20 км и я рассчитывал пройти ее до 5 часов вечера. Шел я медленно с остановками на смотровых площадках. Видел водопады, реки. Это что-то фантастическое, как в фильмах в стиле фэнтези.

Прямо с хребта, с высоты 2000 метров струёй течёт река - водопады воды. Откуда? Ледника не видно, гора покрыта зеленой травой. С дороги этой красоты не видно. Остановилась машина и из неё  вышли люди. Они пошли через кусты и я, увидев их, последовал за ними. Сперва я не понял куда они смотрят, но потом увидел эти водопады. Водитель машины сказал, что я молодец. Пеший. Самый лучший отдых. Поговорив с людьми я двинулся дальше.

На высоте 1500 метров находится пансионат Ауадхара. Он представляет собой поселок из десятка коттеджей. Аренда коттеджа стоит 2000-2500 рублей в сутки. Питания нет, только самообслуживание. Электричество подаётся на пару часов вечером после 19:00 местным генератором. Я очень хотел есть и пить, думал тут кормят, а меня отправили в кафе «У Астика», которое  находится в 2 км от пансионата. Тут есть все: суп, шашлык, хачапури, шаурма, пиво, вино, бренди, чай, кофе, музыка. Цены как в Москве в парке Горького! Кофе 100р харчо 250! На участке перед кафе стоит фонтан с радоновой минеральной водой природной газации. Все местные пьют эту воду. У меня была бутылочка и я наполнил ее этой водой. По вкусу отдает серой с привкусом железной трубы. Газированная! Выше по дороге есть ещё источник с радоном, он более культурен и поток воды мощнее. Но аборигены тут не пьют- говорят газа меньше. В советское время здесь располагался военный санаторий для лечения заболеваний органов дыхания, курс лечения составлял 9 дней. Сейчас санаторий  заброшен, от него осталось лишь одно полуразрушенное здание.

К шести часам вечера я дошел до Студенческой поляны, где разрешается ставить палатки. Тут же находится переправа. Мост раньше был, но сейчас он разрушен. Перейти  можно по бревну, а джипы и грузовики могут пересечь реку вброд чуть дальше. Тут же сидят пограничники, они рассказали как пройти к озеру Мзы. Вообще отсюда несколько троп в разные направления, например на перевал V века Ахук-Дара, или в Долину семи озер. Путь был не сложный, во всяком случае  он легче чем на Малую Рицу. Вдоль реки множество охотничьих домиков, в которых можно переночевать. На высоте 2000 метров начинается пояс альпийских лугов, где деревья растут рощами без подлеска. Трава мелкая как стриженый газон. Высокая трава и цветы растут в пойме реки.

Река холодная, ледниковая. До озера я сразу не добрался, я решил заночевать в роще. Рано утром я полез на озеро. Было 5 утра. Солнце только осветило горный пограничный хребет, я шел по тропинке, изредка пересекаемой ручьями.До озера я быстро добрался т.к. был неподалеку. Озеро маленькое, плавать в нем я не решился из-за каменистого дна. Дно на Малой Рице лучше и чище. Хотел я залезть на хребет и посмотреть на ацетукские озера, которые находятся на другой стороне. Но это приграничный участок и на горах могут быть тепловизоры, а в воздухе вполне могут летать беспилотники. Абхазские пограничники на Студенческой поляне предупредили меня что лазать никуда нельзя по горам – это граница и у меня не было разрешения от российских пограничников.
 Только посмотреть на озеро и вернуться назад! Я решил быстренько залезть, я оставил вещи на озере и быстро пошел к перевалу, но пройдя полпути (а это примерно метров 100, близко) я решил не лезть и вернуться назад на тропинку.

Я спустился вдоль реки – я искал место искупаться. Везде были камни и очень мелко, но я нашел небольшую ямку рядом с камнем, намылился и быстро окунулся. Вода была ледяная, как из холодильника. После водных процедур я залез на камень и сел загорать. В 7 утра прилетел вертолет. Он кружил над озером и хребтом. Кружил долго, потом полетел вдоль реки, заметив меня, резко развернулся и улетел. Это был вертолет пограничников РФ. Я был очень уставший и натёр ноги берцами, поэтому и решил остаться в роще на день отдохнуть, прийти в себя. Я был в камуфляже в тени деревьев и был не заметен. Я наблюдал за тропой. За день прошло несколько групп с туристами, две группы из которых были на лошадях. Мне было тяжело, я почувствовал жар, и чтобы не заболеть а забрался в охотничий домик, встретившийся мне на пути и лег поспать.

Мне необходимо было укрытие от горного сквозняка. Проспал я до самого вечера. Когда я проснулся уже был закат и последняя группа туристов покидала местность. Я оставался один. Ночью было ясно, светила Луна.
Рано утром я вышел на тропу и добрался до кафе «У Астика». Я заказал суп и кофе. Один местный житель на внедорожнике подъехал за минералкой, но увидев меня за столом, он подошел поговорить со мной. Он рассказал, что в горах находится памятник Ленину, но нигде нет никакой информации об этом. На охоту они ходят по тропам, по лесным завалам и крутым горным склонам не ходят. Вообще я еле понимал его. Поел я суп, выпил кофе и дошел до пансионата, где меня подобрал другой местный  на машине. Он ехал вниз в Сочи по делам, и подвез меня до поселка Алахадзе. Там я снял комнату и жил еще 4 дня. Плавал в море, загорал на пляже.

ВИДЕО

Обратно  |  Контактная информация
© 2024. Сайт работает под управлением PHEIX - версия 0.8.70. Система управления контентом разработана в лаборатории Апофеозъ .