Велопоход Конаково-Орша-Тверь, 118 км. (2-3 сентября 2017 г.)


Созвонившись с моим другом художником Никитой Чебаковым накануне в пятницу я пригласил его в поездку в Тверскую область.
Оршинские болота я давно хотел посетить, но никак не складывалось - в первый раз я собирал лыжную экспедицию в те места в 2011 году на зимние каникулы (http://drtg.ru/kimri-sky-2011.html). Добраться не получилось, так как были просчеты со снаряжением. Вторая попытка была предпринята на майские праздники 2017, но тоже не вышло, так как два человека из трех, собиравшихся в этот велопоход заболели. В четвёртый раз я поехал туда в одиночку, но сломав задний переключатель был вынужден отказаться от выезда в болота, и на монопередаче по шоссе доехал до Твери: http://drtg.ru/konakovo-tver-na-fatbike2017.html. В общем путь был весьма тернист :-)

В этот раз с погодой повезло - было сухо, дождей не было больше недели, и погода на выходные по прогнозам должна была быть тёплой и солнечной.
Мною был скорректирован ранее построенный к майским праздникам маршрут, с учётом июньской разведки и информацией от Д. Стародубова (https://vk.com/id215773706).





На станции Петровской-Разумовской Ленинградской ЖД мы встретились с группой велосипедистов из Долгопрудного и Лобни, они узнали меня по фотографиям из моих ранее опубликованных на drtg.ru отчетах. Они собирались ехать до Твери, а оттуда до Конаково по классическому маршруту, и далее до Дубны.
В Конаково выяснилось, что у Никиты разболтались подшипники во втулке переднего колеса. Нам повезло, и по пути к парому мы нашли веломастерскую при магазине ВелоШтат (улица Энергетиков, 15) там нам починили переднее колесо всего за 100 р. Огромное спасибо мастерам за оперативность.

От Конаково до деревни Лисицы мы поехали по классическому маршруту (Конаково-Тверь вдоль Волги). Ехали не спеша, наслаждаясь видами. Я взял с собой зеркалку Canon EOS 50D, так как надоело вытягивать резкость и насыщенность в фотошопе в каждой бледной фотографии, сделанной с помощью камеры телефона. Проблему с отсутствием координатной привязки у фото, сделанных на зеркалку я решил с помощью программы синхронизации фото и gps трека GeoSetter. В итоге получил хорошие фотографии с геопривязкой.










В начале маршрута пустынный асфальтовый участок - благодаря паромной переправе трафик автомобилей дискретен и минимален.




Орешково

Первая деревня на нашем пути от переправы.



По пути встретили гадюку. Говорят их тут много.



Юрьево-Девичье

Село встречает путников забавным плакатом с лосем Юрьево-Девичье  - территория порядка!





Храм во имя великомученика Георгия Победоносца в селе Юрьево-Девичье 

Церковь была построена в 1830 году на месте старой деревянной. С  1930-х до 1993 храм не использовался по церковному назначению - в трапезной расположилась пекарня, а в храме - склад совхоза "Корчевской". В 1993 году храм был возвращен церкви, в 1994 году начались работы по его восстановлению и была возобновлена служба.





Едимоново

В деревне Едимоново остановились в божественном месте с пирсом, пеcчанным берегом, зелёной травой для того чтобы искупаться и перекусить.







На протяжении всего пути от Едимоново до Лисиц глаз радуют красивые виды сосновых боров. Светлый и чистый лес. Дорога грунтовая, преимущественно пески, но в целом хорошо утрамбованные что приятно вдвойне.





В этом году в лесу много рябины - будет холодная зима.




Выехав из Едимоново в красивом сосновом бору, устланным мхом, мы встретили комплекс заброшенных летних домиков, относящихся к базе отдыха Волжанка. Естественно мы остановились там чтобы по фотографировать развалины...










Вокруг великолепный сосновый бор. В низинах растет багульник.










Вигодищи








До деревни Лиски ехали по грунтовкам, много было песчаных участков, которые лишний раз напоминали мне, что мой выбор фэтбайка как велосипеда для туризма был удачным. По сухому песку, где буксовали велосипеды со стандартными шинами, мой фэт проходил уверенно.

У дороги, после деревни Судимирка, взгляду открылось большое песчаное поле, естественно я свернул на него, чтобы опробовать фэтбайк в его среде. Он был создан для езды по песку в первую очередь, а потом уже для покорения снегов. Порезвившись на песчаном поле, еще раз убедившись в крутизне своего вела я вернулся на дорогу и мы с Никитой поехали в сторону деревни Лисицы.




Между деревнями Вигодищи и Судимирка дорога подходит вплотную к обрывистому берегу Волги.



В Лисицах мы свернули на север в леса. По пути нам встретилась женщина, пытавшаяся отговорить нас от поездки через лес, аргументируя непроходимой дорогой и мерзкими насекомыми. Мы решили ехать, так как это была запланированная трофи-часть маршрута. И наши грязевые ожидания были оправданы с лихвой :-)))





В начале пути дорога была вполне приличная.





Дорога действительно представляла собой огромную лужу с зелёной затхлой водой, слепней и комаров было аномально много для начала осени и десертом ко всему этому были нудные лосиные вши, которые представляют собой нечто среднее между клещом, мухой и тараканом. Кому интересно - есть исчерпывающая статья https://vreditelistop.ru/o-vshax/losinye-vshi.html.
Кстати, лосиные блохи преследовали нас до  Орши. Но так как они не кусались, а только ползали по телу - я к ним быстро привык.




На обочине дороги нам встретился артефакт - старинный тридцатилитровый пузырь с отколотым боком.



Вот такая дорога - лужа занимает 90 процентов пути по лесной дороге от Мишнево до Новой Ведёрни. Вполне себе водный путь - можно на резиновой лодке проскестись.



В лесной глуши кто-то установил в лесу два зеркала. Чертовщина какая-то, да и лес тут сам по себе стремный. Не захотел бы я тут заночевать...






Ведерня

Из леса мы вышли к деревне Ведерня, которая на картах значится заброшенной.



Новая Ведерня встретила нас едва различимой тропинкой и заброшенными полуразрушенными домами.










Там действительно много брошенных домов, но есть пара жилых. К деревне подведено электричество, отремонтирован мост. Есть даже автомобиль - конечно УАЗик - на другом до сюда не доберешься. Но тем не менее ощущение заброшенности и тихого мистического страха тут присутствует. Я сделал несколько фото деревни в закатном солнечном свете.










Дорога от Ведерни шоссе до деревни - проселочная, с глубокими колеями, не грязная.



Пока добирались до шоссе в лесу встретили еще пару заброшенных домов, на этот раз домики дачные, построенные очевидно в 90-х (на старых картах называется садовые участки "Родник").



Ближе к шоссе лысеет автобусная разворотная площадка - сюда когда-то доезжал рейсовый автобус, от остановки которого можно было дойти до дач и Ведерни. Но сейчас это все лишь воспоминания возможно давно умерших людей... и почва для новых страшилок.





Литвинцево

До деревни Литвинцево мы добрались по асфальту. Деревня, как и многие в этой местности,  тихая, много брошенных домов. От Литвинцево мы свернули на север к урочищам Бородино, Монастырки, Липняк вдоль реки Ляховка.















Дорога здесь хоть и заросшая, но вполне проезжаемая верхом на велосипеде. Поваленные деревья прорублены относительно недавно - похоже тут до нас проезжали на квадроцикле. Дорога устроена на насыпи, так что проехать по ней можно и в дожди.





Река Ляховка

В реке Ляховке набрали воды для ужина, так как до темноты оставалось чуть больше часа.







Реку Ляховка в это время легко перешагнуть в месте брода.



Будучи дома, в мастерской я написал картину, посвященную этой речке. Ляховка все-таки...

m89.jpg



Урочище Бородино

Остановиться мы решили на урочище Бородино так как там была довольно дружелюбная полянка, располагающаяся на возвышенности и более менее приличный лес. Места от Лисиц в целом мрачные и не приветливые, так что нам повезло с хорошим местом, и учитывая что до темноты уже оставалось меньше часа, мы решили не испытывать судьбу и остановиться здесь. Это лучшее место для стоянки на промежутке пути от Литвинцево до оз. Страдовня. Погода была хорошая, небо чистое, так что удалось передохнуть после дороги.







 Вечером, сидя у костра мы слушали страшные истории про заброшенные деревни, записанные мною загодя на телефон, ели гречку, пили чай.









Подъём было решено сделать в 5 утра и в 6:00 выйти.

2день

Проснулись в 5 утра. Благодаря тому, что темнеет рано, отбой был в 22:00, так что выспались хорошо.

От места ночёвки до озёра Страдовня было ещё около 10 км, так что до запланированной ночёвки мы вчера точно бы точно не дошли засветло. Интересное наблюдение: роса начала выпадать примерно в 5:40, до этого трава была сухая, и я успел сложить палатку. Утром над нашей поляной кружила летучая мышь.













Выехав с урочища Бородино, дорога свернули в сторону урочища Монастырки, куда уже вели насыпи узкоколеек и когда-то было даже маленькое депо, об этом напоминали многочисленные канавы и ровные насыпи. По насыпной дороги бывшей УЖД мы вышли к болоту.

Оршинское болото

Оно мне представлялось огромной камышовой трясинной гладью, а по сути это были торфоразработки, заросшие редколесьем, с оголенными рыжими торфяными проплешинами. Тем не менее в утренней дымке облаков все было очень красиво.



















4-й торфоучасток

На озере Страдовня мы были около 8 утра, заглянули на развалины здания 4 торфяного участка.

Когда-то здесь была жизнь... Народ суетился, обедал, ремонтировал поезда, выполнял планы... Такая кайфовая печаль археолога, копающегося в пепле Помпей...



В некоторых местах сохранились шпалы узкоколейной железной дороги.



Здесь, на берегу озера Страдовня была  база 4 торфоучастка. Сохранились некоторые постройки. Здесь же была заправочная станция для локомотивов и др. техники, о чем свидетельствует вкопанная в землю большая металлическая цистерна для нефтепродуктов.



Сохранилось кирпичное здание, в котором располагались мастерские, административные помещения, столовая. Внутри здания все разрушено.









В 2015 году ребята из Твери встречали тут ещё постройки, в одной из них был такой плакат. Возможно те постройки уже разобраны, или мы не дошли до этого здания с плакатами.




Озеро Страдовня

Благодаря наличию хорошего подъезда, озеро Страдовня посещаемо рыбаками и отдыхающими. Дно песчаное, около берега достаточно мелко, спуск к воде сильно пологий, по крайней мере вблизи от берега.

















Пообедав на озере, испытав Никитину горелку мы направились в Оршу, проезжая действующие торфоразработки.

От УЖД местами остались остатки шпал, иногда встречаются маленькие УЖД-шные костыли.












В некоторых местах сохранилась болотная растительность: клюква, голубика, брусника. В основном на торфоучастках растительный слой снят.









Первая чудо - машина, встреченная нами на пути в Оршу. Позже в поселке мы увидим еще один экземпляр самодельной внедорожной техники.



Торфяные поля 1 торфоучастка - здесь и сегодня  идет добыча торфа.



Сейчас, в сухую погоду по торфу ехать приятно, но в дождливую эта дорога превратится в непроходимое липучее грязевое месиво.



База первого торфоучастка.






Я заглянул объективом фотоаппарата, чтобы сфотографировать интерьеры мастерской. Через пару тройку лет это будут уже историческими снимками - лес заберет свое.




Популярны здесь старые советские мотоциклы с коляской



Остов старой советской "инвалидки". Этот музейный экспонат возможно местные умельцы превратят в адского монстра вездехода на колесах низкого давления. Было бы интересно...




Кроме вросших в землю шпал нам все-таки посчастливилось увидеть артефакты УЖД - пару железнодорожных вагонов, которые коротают свои дни в качестве бытовых построек.



В одном из вагонов склад торфобрикетов - продуктов, получаемых на Оршинском торфопредприятии. Торфобрикеты применяются в качестве твердого топлива для печей. Эта инсталляция из торфобрикетов напомнила мне картину Верещагина "Апофеоз войны".



Эта инсталляция из торфобрикетов напомнила мне картину Верещагина "Апофеоз войны".

m89.jpg




В этом же вагоне сохранился старый советский плакат с нормативами по добыче торфа.









Орша

Орша создала впечатление спокойного тихого городка. Автовокзал, очень похож на южные вокзалы, только по северному пуст. Был тут и ЖД вокзал. Раньше похоже посёлок был более оживлённый. Кипела работа, кипела жизнь. Зимой тут наверное мрачно, я бы снял тут квартиру зимой на неделю на окраине поселка, взял бы холст, краски. Написал бы картину.

Оршинское торфопредприятие





Автовокзал в Орше

Чисто, безлюдно.





Часть МЧС в Орше.



Проехались по улицам поселка.












В Орше как я понял жители любят мастерить вездеходы. Один из низ мы встретили на пути в Оршу. Ещё одну машину высокой проходимости мы разглядывали в одном из дворов в Орше. Мужик стоящий неподалёку от машины, увидев наш интерес, подошёл к нам и с удовольствием рассказал о конструкции машины. Раздатка от Нивы, двигатель от Оки, давление в шинах меньше полутора атмосфер. Машина способна плавать. Вот такая машина.
















Купили в магазине тверского пива, закусили булкой с сыром и по асфальту отправились в Тверь. По плану был ещё один грунтовый участок от деревни Тованово, но въезд на него очевидно сильно зарос или мы не нашли его. Поехали по асфальту.






Асфальт кстати пустой, машин за всё время пути до соединения с трассой было штук 10. На Бежецком шоссе трафик был уже приличный, так что ехать пришлось прижимаясь к обочине.




Мы сделали попытку проехать по насыпи бывшей УЖД, идущей от урочища Пориха, увидев с дороги, что путь завален досками, решили по нему не ехать, опасаясь за покрышки велосипедов.





Беле Кушальское



















Тверь.

В Твери были около часа дня.







Ссылка на gps трэк Конаково- болота Оршинский мох - Орша - Тверь. 2017 (118 км)

Трэк можно скачать здесь (gpx): https://yadi.sk/d/cjsPPBmD3NqYKq


ВелоПВД Конаково- болота Оршинский мох - Орша - Тверь. 1-й день




ВелоПВД Конаково- болота Оршинский мох - Орша - Тверь. 2день




Обратно  |  Контактная информация
© 2024. Сайт работает под управлением PHEIX - версия 0.8.70. Система управления контентом разработана в лаборатории Апофеозъ .