Одиночный велопоход Опухлики - Смоленск 390,7 км (10-13 июня 2018)

Поход в эти края свалился как снег на голову. Точнее появилась непреодолимая возможность по делам оказаться под Великими Луками а именно в Опухликах. Дело срослось так: Полина поехала в Опухлики в лагерь "Юный железнодорожник" РЖД воспитателем захватив с собой детей. Доехать до туда на общественном транспорте хлопотно и мы решили ехать на машине. Так как и Полина и я боимся в одиночку ехать далеко на машине - было решено ехать вместе. Ну и мне чтобы порожняком не мотаться захотелось попутешествовать по глуши Псковской Смоленской и Тверской земли. Я решил доехать до Вязьмы на фэтбайке а от Вязьмы уже домой на электричке.

Видео 

 



Решение по поводу лагеря и по поводу похода возникло за неделю до того как ехать. Естественно компаньонов до такого мероприятия я не нашел. Да и мероприятие было слегка авантюрное, так как часть трэка между Псковской и Тверской областью не просматривалось по спутнику и имела противоречивые очертания на разных картах. В общем поехал я один.
Путешествие оказалось автовелосипедным: первые два дня ехали на машине (точнее вечер и пол дня) с ночевкой в поле. Велосипед для перевозки в машине, набитой вещами я разобрал. Колеса снял и убрал в гробобогажник на крышу Дастера. Велосипед без колес закрепил на рейлингах. Так и поехали.

 

Первый день. АВТО. 9 июня 2018






 

До Опухликов доехали нормально, было одно ЧП - задымился прикуриватель - хорошо что поехали вместе Полина бы не справилась с этой проблемой.
Вдоль шоссе много памятников Великой Отечественной войне.
 

Второй день 10 июня 2018.


Проводив Полину, я стартанул из Опухликов около часа дня - сначала отъехал к Иван озеру.




Решил подкачать шины и обнаружил, что мой насос после переборки, которую я сделел накенуне вышел из строя. Точнее накачать можно было, но он не хотел захватывать воздух - что-то случилось  с клапаном (возможно я переусердствовал с силиконовой смазкой. Я кое как подкачал заднее колесо этим полуработающим насосом и поехал по маршруту. Мне повезло, и в первом хозмаге я нашел велонасос китайской марки за 100 р. Обычный насос - такой был у каждого в детстве - где ещё шланг постоянно ломался у основания. Тут та же проблема со шлангом была мною вовремя замечена и вылечена скотчем на ранней стадии. Задняя шина, купленная на фэтбайкер.ру оказалась то ли бракованная, то ли я не правильно ее отцентровал (принакачиваннии она принимала склонную к овалу форму) - она сильно подскакивала при езде, так что я чувствовал себя наездником в прямом смысле этого слова. Дома по приезду я так и не смог ее отрехтовать - похоже все таки брак.
Первый косяк был устранен - я втопил пока был асфальт, потом свернул на грунтовку, идущую по сосновому лесу (очень похожую на часть дороги от Конаково до Твери)




Пляжная зона у озера Жеребенец

В первый день больше ЧП не было. Проехал я несколько заброшенных и полузаброшенных деревень - фотографировал по началу все, но потом потерял им счет.


Ехать решил по такому графику: еду не спеша, смотрю достопримечательности, сую свой нос куда не лень, а в 20:30 начинаю искать место для ночёвки. Так как я ехал один, вечер коротать не скем, поэтому если я находил место для стоянки до 21 - 21:30 мне как раз хватало светового времени для установки палатки и разведения костра.
Подъем планировался ранний 6-20

и выход в 8-00. И поздняя стоянка и ранний подъем позволяет незаметно подставиться и рано покинуть стоянку. Так турист наиболее уязвим и мало мобилен в момент стоянки, мой график был оптимальным для одиночного путешествия.

В принципе людей в тех краях почти нет, а те что есть - рады повстречать живого человека.
Люди, которые мне встречались - все дивились моему велику и самой идее посетить их места.
С нахождением мест на ночевки был некоторый облом: в связи с тем что местность на протяжении всего маршрута - это ледниковые морены заросшие тысячелетними лесами - местность холмистая, заболоченная не ровная. Между лесом и дорогами глубокие рвы. Леса как джунгли - темные и заросшие. Первую ночёвку я сделал на урочище, не имеющем названия, но определенно это бывшая деревня - я чую такие места. Нашел ровное место на обочине заросшей дороги рядом с заросшими позициями (немецкими или нашими - тут уже не разберёшь). Протыкал как учили место под костер на наличие мин и снарядов - все чисто - развел костер.

Стоянка мне понравилась - лучше чем в лесу - полюбовался закатными облаками и звёздами.


Отвлекусь на тему снаряжения и раскладки: я взял с собой литровую бутылку, заполненную гречкой (потратил за весь поход чуть больше половины), пол литра сахара (можно было взять треть), две банки недорогой тушёнки - куриную и свиную (почему именно недорогую - там больше желеобразного жира - он полезен для коленных суставов), триста граммов солёной грудинки с салом на перекусы и 8 сникерсов, пакет булочек и два полубатона копчёной колбасы. Пиво и мороженное я планировал покупать в сельпо. В первый день я не встретил ни одного открытого магазина, поэтому взятые в Опухликах 2 банки пива оказались хорошим подспорьем на обеденный перекус и на еще один перекус.

Очень запомнились мне поля с ультрамариновыми цветами, так что в этом отчете будут еще не раз фигурировать фото полевых пейзажей с синими цветами.




Пионерлагерь Чайка, недалеко от деревни Борки. Обитаем,  пляж но озере Жеребенец похоже к нему имеет отношение.

После Борок пересекаю Великолукское Шоссе и любуюсь еще одним красивым озером (на карте названия ему нет, озеро похоже на рукотворный пруд, образованный путем запруживания ручья). Эх, жаль красок не взял и нормальный фотик!





Дорога до Комши, да и в принципе большинство дорог в первый день были гравийно-грунтовыми. На фэтбайке такие дороги проходятся более чем комфортно, даже учитывая брак на задней покрышке.


На горизонте деревня Комша.


Озеро Комшино (проточное от реки Еменка, впадающее притоком в Ловать).

После Комшино я сворачиваю на грунтовку до Сивцево. Деревня Сивцево вполне себе живая.





От Сивцево до Васьково дорога ухудшается. На месте деревни Васьково сейчас урочище, о живших тут людях напоминают только островки одичавших фруктовых деревьев.


Деревня Васьково (нет ее уже).

До деревни Липник иду на ощупь, точнее еду на своем фэтбайке как на танке, давя траву. В лесу дорога сохранилась в сносном состоянии.


Такая местами дорога.



Деревня Липник. Природа берет свое, все поглощается травами.






Бывший магазин. Окна задраены подручными средствами, как будто  жители деревни прятались в этом доме, укрываясь от атаки зомби.

От деревни дорога идет хорошая, по сосновому лесу. Огромный камень - место силы - напомнил мне об обеде. Я залез на него, разложил перекус и неспеша перекусил, запивая холодным пивом (холод напитка был сохранен посредством оборачивания банки в термобельё).





До Боровно ехал по живописной грунтовке.






Зеленые слоны (ни чего общего с фильмом Светланы Басковой :-))





Дорога местами заросла довольно сильно, но зато не разбита тяжелой техникой.


На горизонте Боровно (такая дачная деревня).


Занюссного

От Занюссного немного проехал по асфальту (сделал небольшой полукруг через Поречье и Костюжино, так как грунтовка до Захарово оказалась не проезжей).



Озеро Одгаст

От Поречья до Сиверста идет хорошая гравийка со спусками.




В деревнях на этом направлении магазины есть, но работают они в основном до 18:00, некоторые по 3 дня в неделю, как например в Захарово.


Магазин в Захарово 




Деревня Прудины


Магазин в Калдобино (так же был закрыт).

Село Троица довольно крупное, но похоже что хозяйства там все обанкротились. Стоят заброшенными предприятия, ремонтный цех, кирпичные двухэтажные дома. Часть домов жилые, есть магазин.






Заброшенные коровники

Меня заинтересовало размашистое красное здание, годное для организации в нем галереи или центра совриска, да я бы занял его под свой адский арт. Я подошел к зданию, сделал фото, потом подошел к окну, спугнув из приотмостковой травы жирную гадюку и через стекло окна сделал фото мертвого, но не разграбленного офиса. Особенно впечатлила мертая герань и оставленный навсегда "вчерашний" беспорядок.


Закрытое здание предприятия Искра







Закрытый офис, мертвая герань.


Магазин в Троице


Заброшеннве мастерские. Техника и здания пронумерованны - скорее всего продаются с торгов по банкротству. Теперь я увидел как выглядит трактор за 10000 р. с торгов по банкротству.





Внутри мастерских. в последний день прибрались и покинули - оставив тихо умирать...









Шедевр архитектуры - остановка в Болхово.

Вечерело и я начал думать о ночлеге, и о пополнении запасов воды. Было задумано налить воды из озера Сивертского, но подходов к нему я не нашел - берега сильно заросшие. Поехал дальше на асфальтированную дорогу Великие Луки - Усвяты. Дорога хоть и асфальтированная, но машин на ней почти не было.



 У дороги нашел озерцо-болото с нормальным подходом и налил там воды. После деревни Туроное со второй попытки я нашел место для ночлега - урочище неизвестной деревни, не обозначенной на картах.


Трэк маршрута первого дня похода

 

Второй день. 11 июня 2018.

Проснулся около 6-30 утра, ночью было прохладно. Завтрак представлял собой доширак, съеденный в прикуску с соленым мясом.



около 8 утра я стартовал, но пришлось сделать остановку - я предпринял попытку поправить заднюю покрышку - уж сильно заметны стали биения ее на ровном асфальте. минут 20 я с ней возился, непмого поправить удалось, но в целом проблемма не ушла. С утра уже было достаточно жарко.


Адамово. Село поцентов на 40 заброшено, но есть магазин, который к моменту моего проезда еще не был открыт.


Автобусная остановка в Щепуново.

После Щепуново я свернул на хорошую грунтовку, идущую на Иванцево. Деревня Иванцево оказалась полностью заброшенной. Памятником ей стала гигантская печь, оставленная после пожарища.


Дорога шла через лес, где я повстречался с местными кабанами. Стадо из нескольких больших и кучки мелких свинок перешло дорогу метрах в 50 от меня. Я мягко говоря чуть в штаны не наложил - звери были чуть меньше коровы по размеру тела. Я притих и дождался пока животные уйдут. Чтобы впредь не было таких неожиданных встречь, я через лес решил ездить с включенной музыкой, чтобы вовремя предупреждать зверей о своем появлении.


Кроме гадюк и ужей на дороге встречались такие безобидные персонажи как ящерица веретеница.






Усмынское озеро

Выехал я к Усмынскому озеру и почувстовал потерю тяги - сломался задний переключатель sram gx type 10spd - расщелкнулась защелка и потерялась пружина. Я попробовал найти пружину, но не нашел. Осмотрел конструкцию. Прикинул что модно сделать подручными средствами. Решение было на поверхности. Раз потерялась пружина, значит переклюк не работает из за потери напряжения. Я открутил ремешок о навигатора и создал с помощью его необходимое натяжение, привязав его к краю багажника однин концом и другим за хвост переключателя. Естественно предварительно выбрав нужную передачу. Система в итоге работала без отказа оставшиеся 300 километров. При переходе на бездорожье я переключал вручную переключатель и перетягивал веревку.


Поломка. 


Булавкино

Дорога Кунья-Кресты была когда-то выложенна булыжником и была в два раза уже.


Булыжная дорога до Усмыни.


Усмынь

В Усмыни я заправился водой у местных жителей - сегодня вода уходила с большой скоростью, и купил в магазине мороженное и пиво на обед.









Дом культуры, Усмань.


Магазин. Особенность местных деревенских магазинов - из алкоголя водка и крепкое пиво. Обычное пиво по запросу :-). Пиво холодное - из холодильника. За мороженным заходил два раза. Пообщался с местными: рассказал о своем путешествии, кабанах, фэтбайках. На позитиве.


Местные зарплаты. Кому на руси жить хорошо...

От деревни Долговицы повернул на юг в сторону Логово. До Логово все деревни заброшены.










Речка. Слева есть накидной мостик, по нему я и перешел.


Деревня Лисичкино. Нежилая.


Дорога между Лисичкино и Логово. Почти заросла, но проезжаема. Видел даже велосипедный след.


Въезд в Логово. Деревня более менее жилая, есть скотохозяйство. Школа также есть, но ее закрыли в прошлом году.

В годы революции 1912 г. на территории нынешней деревни Логово находились хуторы (разбросанные друг от друга на большое расстояние), которые во время коллективизации объединились в колхоз имени Куйбышева. Первая школа в деревне была создана в 1910 г. В восьмидесятых годах рядом выстроили современную кирпичную школу и интернат для детей из соседних деревень. В настоящее время на месте старой школы установлен памятник, а интернат уже не действует. В деревне родились такие знаменитые люди как Иван Маркович Козлов-Ропинский (поэт) и Александр Шляпин (писатель, ветеран ВОВ).

В годы Великой Отечественной войны деревня была оккупирована гитлеровскими войсками в июле 1941 года, освобождена в сентябре 1943 года.

 


Памятник на месте старой земской школы в Логово.



Школа в Логово, построенная в 1980-х. В прошлом 2017 году - закрыта.


После Логова идет асфальтированнвая дорога до Велижа. Остановился на обед.

 

Велиж

Велиж – один из древнейших городов Смоленщины. 
В настоящее время является районным центром Смоленской области. Расположен на берегах р. Западная Двина в среднем ее течении. На 1 января 2008 года в городе проживало 8,2 тыс.жителей.

Официальной датой его основания считается 19 июля 1536 года, когда на границе Московского государства по указу Ивана Грозного на старом велижском городище в Торопецком уезде была построена пограничная крепость Велиж – трехсрубовая, дубовая, с 9 башнями. Однако, история города более древняя. Когда именно появились в этих краях первые поселения с точной достоверностью определить невозможно.

Велиж, являясь хорошо укрепленным приграничным городом, имел для обороны русской границы исключительно большое значение.

В XVIII веке город утратил своё военное значение и существовал как купеческий город, торгующий, в том числе и с заграницей лесом, льном, зерном, пенькой и другими товарами. Здесь было развито сапожное, кожевенное, гончарное ремесло, работали мастера золотых и серебряных дел, портные и часовщики. В городе действовали более двух десятков деревянных и каменных храмов разных конфессий. 

Приграничный статус города и географическое положение явился причиной его экономического успеха, так и частых разорений. После войны с Наполеоном в Велиже осталось 595 человек вместо 5000, 99 домов вместо 700. После оккупации в великую Отечественную войну  в городе проживало чуть больше 700 человек по сравнению с довоенными 11400 жителями. Архитектурное наследие города практически полностью утрачено после великой отечественной войны.

(http://smolbattle.ru/threads/Велиж-путешествие-в-прошлое.53127/ - очень подробная статья о истории Велижа. Интересующимся рекомендую к прочтению)



Вот я и в Велиже. Честно говоря не думал добраться до него так рано (около 6 вечера). Веломагазин тут действительно есть, но задних переключателей на 10 скоростей там не было.










Такой город детей. Велиж позитивный город как мне показалось. Нашел соратников по велотеме :-)


Река Западная Двина. По ее вине я в Велиже. Единственный мост через Двину на моем пути - здесь в Велиже.




В Википедии писали что в Велиже не осталось старой затройки - все разрушено войной. Ан нет - получите - распишитесь, я нашел таки старый кварталл.


На протяжении всего похода встречаются памятники войны, Велиж тоже был аккуппирован немцами.


Две гигантских микросхемы.


Привет Чемпионату Мира 2018 из Велижа!


Старое еврейское кладбище в лесополосе на выезде из Велижа. Старое и странное. На картах его нет.






Вездеход. В нескольких километрах от Велижа ведется ремонт ЛЭП или газопровода.


Повезло поесть витаминчиков.




Пейзажи смоленской области более окультуренные. Здесь землиделием ещезанимаются. По центру поля ходят аисты. Их в Смоленской облаасти много.

В Селезнях зашел в магазин-буфет, где и закупился мороженными. Да, реально настоящий буфет со столиками и кулинарией.
Селезни - деревня предприимчивых людей. Здесь есть несколько магазинов и даже мини заводик по производству безалкогольных напитков.






КООП Великолужское РАЙПО Цех по производству безалкогольных напитков "Родник".





Памятный знак "Сертейский археологический комплекс"


Долина реки Сертейки. Тут жили древние люди.


Заозерье. Большая жилая деревня.


Заозерье.


Заозерье. Аист.


Заозерье. Памятник павшим героям войны.


Стоянка в дремучем лесу.






Третий день. 12 июня 2018.


Третий день начался с проливного дождя, но палатка не вымокла, так как была закрыта полиэтиленом. Я упаковался в палатке, там же поел не разводя костер. Одел на себя мембранную куртку, а поврх не еполиэтиленовый плащ. Промок все равно до нитки - но летом это не критично.


Магазин в Васькино. Деревня тоже похоже не жилая.

От Васьково до Сычево идет старая асфальтовая дорога, но  я сворачиваю на грунтовку в сторону деревни Дор. Добротная песчанная насыпная грунтовка потихоньку зарастает.



Деревня Дор также производит впечатление нежилой.



От Дора до Красного Луга дорога становится еще более одичавшей. Вдоль дороги встречаются пронумерованные соороужения лесников с не до конца понятным мне предназначением.

КПП или что-то подобное. Насчитал их 5 штук по дороге до Красного Луга.

 

Деревня Красный Луг (Смоленская область)

Деревня Красный Луг совсем увязла в траве, от домов почти ничего не осталось, а деревня была когда-то большая, судя по столбам линий электропередачи. Так как этот населенный пункт оказался отдой из ключевых точек этого похода, я поискал о ней информацию в интернете. Сводка по Красному Лугу оказалась бедноватенькой: 

Красный Луг — деревня в Велижском районе Смоленской области России. Входит в состав Заозерского сельского поселения. Население — 5 жителей (2007 год). Индекс:216282 (можно отправить письмо с уведомлением :-)))). Расположена в северо-западной части области в 26 км к северо-востоку от Велижа, в 28 км северо-восточнее автодороги Р133 Смоленск — Невель, на берегу реки Сычевка. В 98 км южнее деревни расположена железнодорожная станция Куприно на линии Смоленск — Витебск. В годы Великой Отечественной войны деревня была оккупирована гитлеровскими войсками в июле 1941 года, освобождена в сентябре 1943 года.


Красный Луг — деревня в Велижском районе Смоленской области России

Среди травы стоит памятник с табличкой, повествующей: "Здесь 14.10.1941 г. партизанский отряд П.Л. Червинского разгромил немецкий гарнизон, уничтожил танковые мастерские, взорвал склад боеприпасов, сжег в школе около 50 оккупантов."

Красный Луг — деревня в Велижском районе Смоленской области России


Красный Луг — деревня в Велижском районе Смоленской области России

А дальше начались настоящие приключения. Краеведческая поездка превратилась в хардконый забег по бурелому с велосипедом под дождем.


Дорога была в основном от слова нет - совсем нет дороги, иногда все это перемежалось завалами  и одиночно упавшими деревьями. С дороги сходить тоже не представлялось возможным, так как продраться через чащу с велосипедом и рюкзаком было почти невозможно. Возможно было выбрать лучшую дорогу. Я нашел ее позже - на карте национального парка Смоленское поозерье. Есть вероятность, что этот участок можно проехать по дороге до деревни Заручевье (выделенно красным). Я же шел по желтому трэку.





Урочище Дубьё

Деревня Стабна.

В Стабне я был через 4 часа после захода в лес в Класном Луге. Переход с велосипедом был мега тяжелым и появившиеся за зарослями дома вызвали во мне неслыханную радость - какая бывает у потерпевших крушение в море при виде на горизонте земли.








Деревня давно не жилая, но ктото всетаки тут живет. Например в этом доме явно ночует лошадь. Тут же припаркованна телега, по колеям от которой я выехал к Журавиннице.


Телега.


В заброшенном доме живет лошадь.





"Нормальная" дорога от деревни Журавинница.


От Журавинницы до Жирунов я доехал в обычном режиме.


Школа в Жирунах.


Дорога на Борки. Мост через Ельшу.

По этому мосту я планировал ехать дальше на Шестерни и далее на Вязьму, но из разговора с местным дедом, ехавшем на староим дорожном велосипеде, я понял что путь будет еще более протяженный и дороги будут такие же заросшие как от Красного Луга. Последний житель Красного Луга, по словам деда, помер лет как 20 назад. Не удивительно, что дома истлели и все заросло лесом и травой.. Я поверил Деду и принял решение ехать на юг до развилки Пржевальское - Смоленск.


Дорога на Матюшино и далее на Смоленск или Пржевальский.

Можно было выйти от Пржевальского на Ярцево, а оттуда на Ласточке до Москвы, но у меня не было достоверной карты, и я принял решение ехать через Демидов до Смоленска. Меня это не сильно обломало - в этих местах я впервые - мне всё интересно!




Плановая помывка в озере Петровское

На территории заказника Смоленское поозерье много оборудованных туристических стоянок с запасом дров. У озера Петровское есть даже крытая беседка. Я спустился с дороги на стоянку, где еще был и песчаный выход к озеру. Отдохнул, искупался и поехал дальше.


Стоянка в пустующем туристско-экологическом лагере.
Дело близилось к вечеру и я начал искать стоянки. Уже было пожалел, что не остался на Петровском (хотя место окрытое - при всех позитивах этих мест - надо быть на чеку), как нашел указатель на туристическую стоянку. Свернул с дороги и выехал на лагерь "Робинзон". Лагерь судя по всему был покинут сегодня (земля под кострами была еще теплая). Я объехал все постройки для получения разрешения на разбивку лагеря, но никого не встретил. Решил остановиться здесь - на Берегу огромного Баклановского озера.











Вид на озеро Баклановское.


Трэк маршрута третьего дня похода


Четвертый день. 13 июня 2018.


Четвертый день был полностью шоссейный, дороги были пустые.














Поворот на Демидов.

Город Демидов (бывш. Поречье)

Деми́дов — город (с 1776 года), административный центр Демидовского района Смоленской области. До 19 ноября 1918 года носил название Поречье. 20 декабря 1918. Город Поречье переименован в честь погибшего председателя укома Я. Е. Демидова в город Демидов,
В IX—XII веках по рекам Каспля и Гобза в районе будущего города проходили ответвления водного торгового пути Из варяг в греки. Само Поречье впервые упоминается в 1499 году. В 1503 году по договору с Литвой Московское государство обещает в числе прочих «не воевать и Поречскую волость». В 1667 году в Поречье насчитывалось 97 дворов, и оброку с них собиралось 291 руб. В этом же году город был окончательно присоединён к России, как дворцовая волость царя Алексея Михайловича. На левом берегу реки Каспля была построена первая каменная церковь — Пятницкая. В 1706 году Поречье посетил царевич Алексей, будучи проездом из Москвы в Польшу. В 1723 году императором Петром I был издан Указ об открытии в городе торговой пристани. В 1737 году на средства купца Петра Кондрыкина был построен Рождественский собор. В 1763 году упоминается о переносе монетного двора из Поречья в Москву. В это же время создаётся таможенная застава. 26 февраля 1776 года Указом императрицы Екатерины II селу Поречье присвоен статус города. Еще город примечателен тем, что в 1936 году тут открыта гармонная фабрика. Кому интересна история города - рекомендую сайт: http://demidov-grad.narod.ru/index/0-3 
 






Церковь Успения Пресвятой Богородицы










Далее было много с твердым покрытием, почти без автотрафика.






Смоленск


В Смоленске я был около 6 вечера. По городу покататься не удалось, так как пришлось бы уезжать на следующий день. Успел на ласточку, уходящую в 19 с чем-то.

В итоге в Москве я был уже в 23-30. На этом мое путешествие закончилось. Этот поход можно считать разведкой боем. Места достойные туристического внимания. Есть смысл скорректировать мартшрут согласно моим рекомендациям и сделать его до Ярцево. От Ярцево до Москвы также ходит Ласточка. Есть и электрички до Вязьмы.









 

Суммарный трэк (склеенно из четырех исходных с помощью GpsTrackMaker ): https://yadi.sk/d/KE0FQI9o3YBXrr

 

С уважением, Павел Ляхов.

24.06.2018



Обратно  |  Контактная информация
© 2018. Сайт работает под управлением PHEIX - версия 0.8.70. Система управления контентом разработана в лаборатории Апофеозъ .